Важной задачей современной школы является
формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для
реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение добывать
новые знания, собирать необходимую информацию, самостоятельно мыслить, находить
и решать проблемы, делать выводы и умозаключения. Широко применяемый в мире
метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную
позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки; нацелен на
развитие познавательного интереса учащихся, реализует принцип связи обучения с
жизнью. Практическое применение метода проектов предполагает использование
различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на
практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных
факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Федеральный
государственный образовательный стандарт гласит, что учащиеся должны уметь
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе. Проектная деятельность идеальный
плацдарм для развития данных умений и навыков.
Чтобы успешно провести проект необходимо правильно
организовать сотрудничество между всеми участниками проекта. Это первый шаг к
успеху.
В проекте «Мы выбираем – Жизнь!», который прошел с
30 сентября по 13 ноября 2013 года, я использовала следующие методы сотрудничества:
обмен идеями, получение и предоставление обратной связи, обучение сверстников.
Инструментами для реализации методов стали: совместное создание документов, общение
и обмен сообщениями, наглядные материалы, видео материалы.
На втором этапе проекта «Сохраним здоровье» были
выбраны следующие методы: коллективный сбор информации, создание наглядных
материалов. Участники искали разнообразные статьи о здоровом образе жизни и в результате совместными усилиями создали
банк статей с аннотациями о здоровом образе жизни. Команды отдельно друг от
друга создали наглядные материалы о вреде курения, наркотиков, алкоголя.
Полученные графические материалы команды разместили в открытом банке данных
стенгазет проекта.
На третьем этапе проекта «Сделай свой выбор» для
достижения целей были выбраны такие методы как создание видео материалов,
написание эссе. Результаты работ были выставлены в банке данных видеоматериалов
по здоровому образу жизни, а эссе участники представили в совместном документе.
На четвертом этапе проекта «Мы выбираем – Жизнь!»
участники провели мероприятие в своей школе по пропаганде здорового образа
жизни среди сверстников. Отчет о проведенном мероприятии участники представили
в виде фотоотчетов и в блоге проекта рассказали о том, как мероприятие прошло у
них в школе.
Также на каждом этапе проекта участники обсуждали работы
друг друга, предлагали рекомендации по улучшению работ участников, делились
своими впечатлениями, обсуждали возникшие трудности, обсуждали проблемные вопросы
проекта.
В проекте было организовано голосование в ходе, которого
совместными усилиями определялись лучшие работы по номинациям. Выполняя данное
задание участникам нужно было не просто ознакомиться с работами своих соперников,
а проанализировать данные работы и оценить их по данным критериям.
Методы сотрудничества, которые были использованы в
проекте, направлены на развитие: коммуникативных навыков, умения формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение, умения оценивать правильность
выполнения учебной задачи, умение осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач и др.
Использование данных методов и инструментов
сотрудничества позволили достичь всех поставленных целей проекта.
Исходя из
опыта своей работы, применяя проектный метод обучения, я могу сделать вывод,
что проектные задания позволяют заинтересовать учеников, повысить качество обучения,
добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у
каждого отдельного ученика, привлечь в помощники учителя родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий